Из опыта работы ученической производственной бригады Малышевской средней школы.

 

            В 60-е годы 20 столетия в стране началось движение по связи школы с производством для улучшения профессиональной ориентации, для закрепления молодёжи в различных отраслях производства. Так в 1954 году в Шелаевсой средней школе Ставрополья была организованна первая в СССР ученическая производственная бригада. Опыт работы этой ученической бригады был изучен и получил широкое распространение по всему Советскому Союзу. В школах страны вводилось производственное обучение. Так и в Малышевскую среднюю школу в 1962 году для организации такого вида деятельности пригласили опытного производственника, не имевшего опыта педагогической деятельности молодого механизатора совхоз «Новый путь» Калинина Виктора Константиновича. Дело было новое незнакомое, не хватало педагогического опыта. Нужно было пополнять багаж знаний. Поступив в Горьковский сельскохозяйственный институт, Виктор Константинович вскоре переводится на заочное отделение индустриально-педагогического факультета педагогического института в городе Муроме, и оканчивает его в 1966 году. Став учителем трудового обучения Виктор Константинович сразу берётся за дело. Организовав ученическую производственную  бригаду из старшеклассников, Калинин с самого начала стремился, чтобы ребята почувствовали интерес к своему труду, получили удовлетворение от сделанного .

 Вначале за бригадой не было закреплено определённого участка земли, учащиеся просто помогали совхозу «Малышевский» выращивать и убирать урожай. В 1970 году совхоз выделил для школы два новых трактора, весь необходимый инвентарь, специальный участок земли площадью 20 гектаров. Это позволило улучшить качество производственного обучения, положительно сказалось на делах ученической бригады и выбора школьниками будущей профессии.

Школа и совхоз периодически разрабатывали и утверждали совместные мероприятия по трудовому воспитанию, обучению и профориентации, закреплению молодёжи в сельскохозяйственном производстве. Старшеклассники с успехом овладевали основами сельскохозяйственных знаний и получали практические навыки управления техникой. Способствовала этому в значительной степени хорошая учебно-материальная база, созданная с помощью шефствующего совхоза. В школе был оборудован учебный кабинет, здание гаража, мастерская для практических работ. В распоряжении бригады трактора МТЗ-80, Т-40, три тракторных прицепа и необходимый инвентарь.

Политехнические знания, усвоенные членами производственной бригады на уроке, получали своё практическое применение в процессе сельскохозяйственного труда и опытнической деятельности на полях, что помогало формировать у школьников творческое отношение к труду.

 

В бригаде трудились все учащиеся 7-10 классов, они были разделены на 18 звеньев: одно звеномеханизаторы, одно звеноживотноводы и 16 звеньевполеводы. Поскольку ученическая производственная бригада являлась подразделением базового хозяйства, на неё распространялись общие права и обязанности. Составлялся план-график круглогодичной деятельности ученической бригады. Наиболее существенные дела в январемарте таковы: участие в агроучёбе, работа в сельскохозяйственных кружках, подготовка тематики опытов, изучение сельскохозяйственной техники, подготовка семян к посеву, принятие соцобязательств, мероприятия идейно-политического и профориентационного характе.  В апрелемае на первый план выступали: обработка почвы, участие в севе, закладка опытов, планирование работы на лето, подготовка к работе в лагере труда и отдыха, инструктаж по безопасным приёмам труда.  В июнесентябре: уход за посевами, уборка урожая, идейно-воспитательная и спортивно-массовая работа, оказание помощи совхозу.  В октябредекабре: традиционный праздник урожая, подведение итогов работы в летний период, отчётно-выборные собрания, участие в слётах, планирование работы на новый год. Руководство производственной деятельностью ученической бригады осуществляли органы самоуправления: общее собрание бригады, её совет, бригадиры и звеньевые. В состав совета входили руководители и специалисты совхоза, директор школы, специалисты производственного обучения, учащиеся.  Высший органобщее собрание, на котором решаются основные вопросы: утверждение производственного плана работы бригады и условий соревнования, организация быта учащихся, подведение итогов работы. Совет бригады являлся исполнительным оперативным органом. Он руководил производственной деятельностью звеньев в отдельности и бригады в целом, организовывал контроль за выполнением заданий, правил техники безопасности. На совете школьники учились по деловому, самостоятельно обсуждать и принимать решения, связанные с работой бригады, обсуждали наиболее существенные вопросы самоуправления, планирования работы бригады, агротехнические вопросы, организации производственного труда, организации социалистических соревнований, подготовки и проведения политико-воспитательных, культурно-массовых и спортивных мероприятий, организации работы лагеря труда и отдыха «Бригантина», распределения поручений и приём новых членов, в ученическую производственную бригаду, обсуждение опыта работы лучших звеньев, участия в районных и областных конкурсах на звание «Лучший в профессии».

Ежегодно составлялся и подписывался договор с совхозом, по которому каждая из сторон берёт определённые обязательства. Так совхоз «Малышевский» выделил школе 10 гектаров земли для выращивания картофеля, 10 гектаров для выращивания свеклы, 10 гектаров для зерновых, 10 гектаров для силосных, 50 гектаров для трав. Школьники в свою очередь,  обязались своевременно и добросовестно выполнять все виды работ, получить запланированный урожай, строго соблюдать методику проведения опытов.

 Опытническая работа развивала у школьников ценные качества: пытливость, инициативу, наблюдательность, интерес и любовь к сельскохозяйственному производству. План опытнической бригады составлялся на год и подробно на каждый месяц.  Заранее было известно, чем будут заниматься звенья, кому поручится то или иное задание. Опыты проводились со дня создания бригады. По заданию совхоза «Малышевский» по влиянию густоты посадки картофеля «Огонёк» на урожай, по влиянию сроков посадки на урожай, влиянию доз внесения органических и минеральных удобрений на урожай. Исследовали урожайность различных сортов картофеля.

 На базе ученической производственной бригады ежегодно работал лагерь труда и отдыха «Бригантина».  Важным фактором в организации работы лагеря являлось планирование  и чёткое, своевременное выполнение плана. Ежегодно составлялся план-сетка, определялись дни труда, искусства, спорта, туризма и экскурсий, музыки, санитарных мероприятий и т.д. Работу лагеря возглавлял совет, который решал все основные вопросы, подводил итоги работы дня на ежедневной вечерней линейке, намечал план на следующий день.  С первых дней в лагере труда и отдыха организовывались соревнования между звеньями. Они проходили под девизом «Планзакон, выполнение планадолг, перевыполнениедело чести». Итоги соревнования подводились ежедневно бригадирами и отражались на экране соревнования.

Вместе с трудовыми делами члены ученической производственной бригады умело использовали свободное время: читали, занимались спортом, выезжали с концертами в населённые пункты, совершали походы по родному краю, экскурсии.

Члены ученической производственной брига принимали участие в операциях «Зелёный наряд отчизны»,  «Зелёная аптека», «Малая тимирязевка». Проводили посадку кустарников, деревьев, собирали макулатуру и металлолом, лекарственное сырьё, работали на пришкольном участке и помогали совхозу «Малышевский» в летнее время в прополке сортовой пшеницы, в уходе за картофелем, в уборке урожая, работали на зернотоках

За успехи в труде, опытничестве ученическая бригада Малышевской средней школы  была представлена на ВДНХ СССР (выставка достижений народного хозяйства). Участниками выставок стали более 50 воспитанников бригады, среди них Галя Варфоломеева, Галя Маркова, Таня Моисеева и другие, все они награждены медалями ВДНХ и ценными подарками. Члены ученической производственной бригады участвовали в конкурсах и соревнованиях различного масштаба.

1972 годЖиткова Люба участвует в областном конкурсе девушек механизаторов и занимает 1 место, а во Всероссийских соревнованиях в г.Ростове-на-Дону вошла в 10 лучших.

            1973 годМоисеев Алексейв областном конкурсе юношей-механизаторов занимает 2 место.

1974 годВесёлкина Еленазанимает 1 место в областном конкурсе девушек-механизаторов и Всероссийском слёте членов ученических бригад.

1975 годГерасимов Александрв областном конкурсе агрономов-полеводов занимает 1 место.

1976 годПопков Алексей занимает 1 место в областном конкурсе юных пахарей, 3 место во Всероссийских соревнованиях в г.Барнауле по зоне центральных областей и 6 место по РHРСФР.

1978 годБлагова Ольга  отвоевала 1 место в областных соревнованиях животноводов.

1980 годКолесов Сергей был участником Всероссийского совещания членов ученических производственных бригад в городе Кострома и занял в соревнованиях юных пахарей 5 место.

Бригада неоднократно была награждена почётными грамотами за участие в областном смотре-конкурсе ученических бригад. Из года в год бригада Малышевской школы включалась в районные и областные смотры на лучшую работу ученических производственных бригад. Учащиеся принимали  обязательства, которые обсуждали коллективно. Коллективное обсуждение социалистических обязательств бригады, звеньев, личных обязательств, повышало чувство ответственности учащихся за труд и успехи всего коллектива. Ученическая производственная бригада Малышевской школы лучшая в районе. Руководитель бригады Калинин Виктор Константинович.

Учащиеся Малышевской средней школы получали прочные знания по основам наук, серьёзную политехническую подготовку. У них была возможность для осознанного и свободного выбора профессии механизатора.

           Учителя постоянно, систематически занимались профориентационной работой с целью закрепления молодёжи на селе. Совместно с комсомольской организацией совхоза  «Малышевский» в школе был организован клуб «Твоё призвание», на занятия которого приходили ветераны труда, передовики сельскохозяйственного производства.

По традиции в конце каждого учебного года проводились встречи с руководителями совхозов и колхозов микрорайона школы. На этих встречах вручались комсомольские путёвки юношам и девушкам, пожелавшим остаться работать на селе.

В школе был создан зал профориентации. На его стендах рассказывалось о сельскохозяйственных профессиях, в которых нуждались совхозы и колхозыМалышевский», «Луч», «Вперёд», «10 лет октября»), оформлены стенды «Общественно полезный производительный труд»,  «Продовольственная программадело всенародное».

Проводились экскурсии в мастерские, на животноводческие фермы, организовывались встречи с выпускниками, уже выбравшими специальность, а также индивидуальные и групповые и консультации по избранным профессиям. Совет по профориентации организовывал встречи ребят с тружениками сельского хозяйства, со специалистами, с родителями. На этих встречах вёлся разговор о профессиях, о будущем трудовом пути молодёжи.

Работа в ученической бригаде помогала школьникам углубить знания и выбрать правильную дорогу жизни. За время существования ученической производственной бригады более 60 выпускников школы стали специалистами сельского хозяйства: агрономами, зоотехниками, экономистами, ветеринарными врачами, инженерами и т.д. за последние 5 лет существования бригады более 100  учеников остались работать в совхозах и колхозах.

Рассказы об их труде, их фотографии можно было часто встретить на страницах районной газеты «Искра Ленина», им посвящены передачи местного радио. Это Валерий и Владимир Герасимовымеханизаторы совхоза «Малышевский», Виктор Минеевтракторист совхоза «Малышевский», Евгений Татанов и Алексей Хрульновмеханизаторы колхоза «10 лет октября», Сергей Володинтракторист совхоза «Луч», Евгений Минеевтракторист колхоза «Вперёд».

Необходимым условием плодотворной работы ученической бригады являлось правильное педагогическое руководство. Бессменно руководил бригадой Калинин Виктор Константинович. Он умело организовывал труд и отдых ребят. Доверие, доброе отношение, любовь и уважение к ребятам, неустанная забота об их трудовом и нравственном совершенствованиивот что характерно для педагогической деятельности Виктора Константиновича Калинина. Любовь к технике и земле, профессии хлебороба, он умело воспитывал своих питомцев.  Ученические производственные бригады решали четыре важнейшие задачи, способствующие формированию молодёжи духовно богатых, морально чистых и физических совершенных, готовых решать проблемы, стоявшие тогда перед страной. На примере истории школы и ученической производственной бригады мы в очередной раз убеждаемся в том, что труд неразрывно связан с процессом становления личности и поэтому выполняет колоссальные функции. Основой профориентации в нашей школе является общеобразовательная подготовка в объёме средней общеобразовательной школы, политехническое и профессиональное обучение в процессе которых учащиеся получают необходимые знания и умения, у них формируются понятия о едином народнохозяйственном комплексе страны, о роли сельскохозяйственного производства, о роли труда и основных сельскохозяйственных профессиях. В старших классах нашей проходит обучение юношей по предмету «Сельхозмеханизация». Начальные классы в процессе обучения школьников в доступной форме знакомятся с окружающим сельскохозяйственным производством, проводятся уроки ознакомления с окружающим миром, уроки трудового обучения. Эти трудовые  навыки и умения в дальнейшем развиваются и среднем звене, и в старших классах, где учащиеся знакомятся с техникой, технологией, организацией сельскохозяйственного производства и его основными профессиями.