История церкви в селе Малышево.

   Издавна, вот уже более тысячелетия, занимает своё особе место в жизни общества православная церковь. Разные мнения и отношения бытуют в народе к этому явлению. Немало сказано и написано любопытных страниц об этой стороне нашего бытия. На необъятном пространстве нашего Отечества, то тут, то там разбросаны храмы и церквушки, имеющие свою, особую историю, крепко связанную с летописью селения, где они воздвигнуты по чьему-то замыслу.

   В жизни любого села на Руси огромную роль играла православная церковь. Поскольку в условиях тягот, лишений, гибели родных и близких, церковь оказывала людям духовную поддержку, одобряла, находила нужные слова. Кроме того церковь помогала нищим и убогим людям. При церквях открывались церковно-приходские школы, в которых обучались дети простых крестьян. Люди приходили в церковь в горе и в радости. Вот и в селе Малышево была и есть своя церковь, которая имеет свою особенную историю.

   Историко-статистическое описании церквей и приходов Владимирской епархии, выпуск 4, Меленковский, Муромский, Судогодский уезды, сост. В. Добронравов, Владимир, 1897года повествует нам о Малышевском приходе следующее: Село Малышево при прудах, находится в 60 верстах от уездного города и в 90 верстах от губернского. В писцовых книгах 1628-1630гг. отмечено, что село Малышево в 1627 году было пожаловано царём Михаилом Фёдоровичем дьяку Ивану Грязнову за его Астраханскую службу; в селе церковь Успения Пречистыя Богородицы и другая церковь во имя Святого Николая Чудотворца. Обе сооружены вновь, при церкви поп, дьячок, пономарь и просвирица; земли церковной: 1) пустошь Ивачина дана из поросших земель в ней пашни 2 четвр., перелогу 3 четвр., лесом поросло 15 четвр., сенных покосов на 50 копён; 2) пустошь Тихонова в ней пашни осьмина, перелогу полосьмины, лесом поросло 3 четвр.; 3) пустошь Котиково -  на ней место дворовое, пашни, паханные 2 четвр., перелогу и лесом поросло 13 четвр., сена 10 копён и лесу не паханного 15 десятин. В селе были двор  вотчинников, двор приказчиков и 10 крестьянских дворов.

   О составе Малышевского прихода в XVII столетии сведения имеются в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год. По этим книгам в Малышеве церковь Николая Чудотворца, при церкви священник, дьячок, пономарь, просвирица, в приходе 11 дворов крестьянских, д.Митрофанова в ней 11дв. (в настоящее время, имеется ввиду 1897 год, 19 дворов), д.Неклюдовка 9 дв. (в настоящее время (1897г.) 20 дв.), д.Сосновка 4 дв. Крестьянских (ныне (1897 г.) несуществует), д.Годовцева 4 дв. Крестьянских, д.Маланьина 3 дв. (в писцовых книгах 1628-1630 гг. Маланьино, значится пустошью, принадлежащей Муромскому собору, ныне (1897 год) здесь 34 двора), д.Трубнево в ней 22 крестьянских двора. Земли церковной по поповой сказке из боярских дач по 5 четвр. В поле сенокосного покосу на 15 копён (см. Историко-статистическое описании церквей и приходов Владимирской епархии, выпуск 4, Меленковский, Муромский, Судогодский уезды, сост. В. Добронравов, Владимир, 1897г. стр. 110-111).

   Сведения о дальнейшей судьбе церквей села Малышево довольно скудны. Известно только, что в 1847 году на новом месте был построен каменный храм во имя святителя Митрофана Воронежского на средства помещика Есипова (Российская родословная книга, т. 4 стр. 409-411) «Древний род бояр Великого Новгорода. Родоначальник их, Есип Васильевич, упоминается в новгородских боярах в 1435 году из сыновей его Василий Есипович был в Новгороде посадником, потом тысяцким; Богдан Есипович и Дмитрий Есипович были посадниками

   Иван Есипов, тульский дворянин, находился в числе защитников Троицко-Сергеевой лавры (в 1608-1610гг.). Трое Есиповых участвовали в избрании царя Михаила Фёдоровича: Иван дворянин рязанский, Юрий и Ефим дворяне тульские. 23 Есиповых владели населёнными имениями. В 1699г. двое из них Фёдор и Леонтий Михайловичи были стольниками  ПетраIВ XVIIХХ вв. владениями 15 поколений бояр Есиповых имели владение в с.Дедово Нижегородской губернии, Навашинского уезда.

  Строительство нового каменного храма началось с прошения:

«Его высокопреосвященству Парфению

Архиепископу Владимирскому и Суздальскому

и разных орденов кавалеру от

Казанской губернии помещика Коллежского регистратора

Владимира Михайловича Есипова покорнейшее прошение.

В вотчине моей, состоящей в Меленковском уезде в селе Малышеве с деревнями храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, стоит деревянный, от времени пришедший уже в совершенный упадок, а по переселении  крестьян на новое место остаётся в поле, а по тому,  для удобнейшего славословия и восстановления на будущее время храма Божия, желаю я в новопрестольном селе Малышеве, на новоизбранном мною месте, устроить вновь храм каменным зданием в честь угодника Митрофана Воронежского Чудотворца, собственный мой капитал для чего прилагая при сём составленный по желанию моему план и фасад означенной церкви покорнейше прошу

К сему прошению помещик села Малышево

Коллежский регистратор

Владимир Михайлович Есипов руку приложил».

(см. государственный архив Владимирской области, фонд 556 Владимирской духовной консистории, опись 108, дело 1925 «О построении Меленковской округе в селе Малышеве  вместо деревянной церкви вновь каменной и освящении оной»)

Начато 19 апреля 1844 года.

Кончено 11 октября 1847 года на 33 листах.

   В прошении идёт речь о переселении жителей села на новое место. По преданию, жители старого села вымерли от чумы, и на этом проклятом месте больше не селились. Помещик Есипов отличался особенной ревностью к храму божьему, заботился о том, что бы его крепостные исправно посещали церковь и нерадивых в этом отношении наказывал разными принудительными работами.

   На 33 листах из указанного выше источника, описано всё, что происходило во время строительства храма, его описание, описание утвари и облачения священников, колокола.

По этим сведениям на церкви было 3 колокола:

1-й весом 7 пудов; 2-ой весом 2 пуда; 3-й весом до 20 фунтов.

   Осколок одного из колоколов был сохранён семьёй Красновой Татьяны Степановны и передан на сохранение в школьный историко-краеведческий музей «Поиск», ей же, в мае 2000 года.

   19 октября 1847 года Георгиевский священник Фёдор Веселовский рапортовал во Владимирскую духовную консисторию об освящении храма в селе Малышево и учинение подписи на кресте.

   Через 23 года в  1870 году по просьбе прихожан престол в этом храме был переименован в честь Святого Николая Чудотворца. Утварью и ризницей, святыми иконами церковь снабжена достаточно. Из святых икон своей древностью отличаются иконы Успения Божьей Матери и Святого Николая Чудотворца в серебряных ризах.

   В 1874 году село Малышево подверглось ужасному бедствию. По материалам государственного архива Владимирской области в деле «Об образовании Его Высокопреосвященством церкви Судогодского, Меленковского и Муромского уезда» за 1874 год рассказывается: «Сентябрь 20 день. Село Малышево: село подверглось в настоящее время пожару, но церковь однако осталась цела, только сгорела церковная сторожка. Прихожане мало усердны к церкви; церковь каменная, но холодная, без печей, утварь бедная, решётки в окнах не прочные, потому что в иных местах прикреплены проволокою. Священник Селин по недавнему здесь и лучшего ничего не успел сделать для церкви»

Кроме каменной церкви в Малышеве была  ещё тёплая, деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. До 1875г. эта церковь стояла на кладбище (на прежнем церковном месте), а потом была перенесена к каменной церкви и обращена в тёплую. Время первоначального устройства этой церкви не известно.

   Притча приход по штату положено священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 440 рублей в год. Дома у членов притча собственные на церковной земле.

   Земли при церкви: усадебной 120 сажень длины и 44 сажени ширины, отведённой строителем каменного храма, пахотной 36 десятин, отмежевано в 1839 году; плана и межевой книги на эту землю не имеется. Кроме того, в 5 верстах от церкви имеется прикладная пустошь Ивачево 64  десятины, 1,416 саж.; план и межевая книга на неё имеется.

   Приход состоит из села Малышево, сельца Юромки (Судогодского уезда 8 вёрст от церкви), сельца Хвастовки (Судогодского уезда 8 вёрст от церкви), и деревень: Неклюдова (1 верста), Митрофонова (1 верста), Завелева (2версты), Жаров (8 вёрст), Нечаевки (6 вёрст), Маланьиной (5 вёрст), в коих по колированным ведомостям числится 861 душа мужского пола и 996 душ женского пола, из них раскольников 132 души мужского пола, 177 женского.

   В Малышеве с 1888 года действовала церковно-приходская школа, о ней мы писали в главе «Известные страницы истории села до установления Советской власти».

   В советские годы традиции духовной жизни были прерваны. Церковь в селе была закрыта примерно в 1926 году. Официальной идеологий страны более чем на 70 лет был атеизм. Крестить детей, венчаться, отпевать умерших люди могли только тайно. О таких фактах сообщали по месту учёбы или работы. Церковная жизнь в стране стала скрытной, доступной не многим. Прихожане старались сохранить церковное наследие, память об утраченных святынях. В годы советской власти в здание храма располагались слесарные мастерские, затем школьный интернат, позднее после открытия нового школьного интерната здание церкви и вовсе стало заброшенно.

   С началом перестройки в стране наметилось потепление по отношению к церкви. Переломным событием  стал тысячелетний юбилей крещения Руси в 1988 году. Он широко отмечался русской православной церковью, совместно с государственными структурами и широкими кругами общественности в стране и зарубежом.

   В эти годы в стране начался процесс возврата церковных зданий и предметов культа Русской православной церкви. Не так давно жителями села Малышево совместно с представителями Владимирской епархии было принято решение о восстановлении нашего храма, в 2000 году в честь этого события был воздвигнут поклонный крест. Восстановление храма ведётся медленно, на пожертвование жителей и средства епархии. Мы надеемся, что хорошей приметой в деле восстановления церкви станет посещение в июне 2009 года нашего села архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, который провёл в храме службу, стены храма не слышали подобных звуков более 70 лет. С нашей стороны мы тоже оказываем посильную помощь в деле восстановления храма.