Далёкое прошлое села Малышево.

   Далёкое прошлое Селивановского района представлено несколькими памятниками древнего времени. Находки археологов свидетельствуют, что в настоящее время к самым древним поселениям нашего края относятся стоянки эпохи неолита (нового каменного века), обнаруженные у с.Дуброво и д.Николо-Ушна.

   Самой пожалую большой находкой для Селивановского района, является Малышевский могильник, утраченный в настоящее время как наглядное пособие для изучения и как музей под открытым небом.

   В 1938 году при строительстве Малышевской МТС были обнаружены следы пребывания на этой земле финно-угорского племени мурома. В вырытых для фундамента котлованах были обнаружены полуистлевшие кости, железные топоры, наконечники стрел, а также бронзовые кольца и браслеты, служившие по видимому украшением. (см. «Колхозная газета», 18.09.1945 г., ст. «Раскопки Малышевского Могильника»).

   Местный учитель биологии А.С.Калугин собрал из найденных предметов коллекцию (Более 200 предметов). О своей находке он сообщил областным органам. Так стало известно о существовании в Селивановском районе древнего могильника, а строительство МТС начато в другом месте.

   Вновь найденный Малышевский могильник, вызвал большой интерес у археологов. Малышевский могильник функционировал здесь в период с IV-XI вв. При раскопках были обнаружены 30 погребений и найдено до 1000 предметов (железные топоры различной формы, наконечники копий и стрел, ножи, огнива и камни, бронзовые перстни, глиняные горшки и другие предметы) (см. «Селивановский вестник», 31.03.1993 г., ст. «Далёкое прошлое»).

   В женских погребениях большой интерес представляют бронзовые украшения: остатки головного убора, состоящего из головных жгутов, налобного ремня, спирального венчика, височных колец, и украшений косы, стеклянные бусы, шейные кольца, браслеты и т.д.

    Одной из характерных особенностей женского костюма племени мурома были пояса, оканчивающиеся широкими боковыми ремнями с бронзовыми обоймами и наконечниками. Ноги обматывались ремнями, сплошь покрытыми бронзовыми обоймами. Обувь украшалась бронзовыми шумящими привесками.

   Мужской костюм был бедным. Однако погребения мужчин содержали железные топоры, наконечники копий и стрел, мечи, серпы, ножи, огнива, а иногда поясные наборы из железных обоймищ и бронзовых бляшек. Все эти находки позволяют реконструировать хозяйственный уклад племени мурома. Об этом мы уже писали в работе «Археологические памятники Малышевских окрестностей»

   В настоящее время остаётся только сожалеть о потере такого уникального заповедника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легенды и предания о селе.

   Устные повествования, содержащие в себе достоверные факты, украшенные вымыслами повествуют нам следующее по истории села.

   Бывалые люди рассказывают, что старое село Малышево находилось северо-восточнее нынешнего села примерно на 400-500 метров. По преданию в стародавние времена налетело на это село страшная чума, от которой вымерло всё селение. С тех пор место то считается проклятым. Последние очертания старого села исчезли в период проводимой в тех местах мелиорации в 70-е гг. ХХ века. В той селе росло три вяза. С этими вязами связанно одно предание, может вымысел, а может реальность. Смысл этого предания следующий: когда наступало полнолуние, от последнего вяза, тень падала по направлению к Малышеву, указывая якобы место, где таится клад под тремя большими плитами. В селе было ещё два пруда. Дно одного пруда, что находился в центре села, было выложено розовым мрамором, а другого, который был рядом с часовнейзелёным. Сей факт - истинная правда. При проводимой мелиорации то там, то тут в большом количестве встречались куски разбитого мрамора с цементирующей основой. По словам старожилов, необходимость в устройстве мраморных прудов была нужна для удобства сбора монет (жертвоприношений). В начале ХХ века, по рассказу ныне покойного Дмитрия Павловича Житкова (1904 года рождения), вода в этих прудах была настолько чистой, что её использовали для питья. Купаться и  поить скот в этих прудах запрещалось.

   О происхождении названия села ходила легенда: «Давным-давно село принадлежало помещику Есипову. У него было три сына: старший, средний и младший. Последний у него был любимый. Пришло время делить землю. Своему любимому младшему Есипов и отдал это село. В народе сына помещика называли «Малой» от этого прозвища и пошло название села Малышево» (из воспоминаний Дмитрия Павловича Житкова).

  В книге «Топонимика селений» о происхождении села говорится следующее: в старину помещик Есипов переселил из своей вотчины села Малышево Муромского уезда (ныне Селивановского уезда) Владимирской губернии, крестьяне которой были лесорубы, часть жителей за Оку, основав, таким образом, деревню, названную по родине этих крестьян Малышево. Впервые упоминается в 1623-1624 гг. Первоначально находилось на берегу озера Малое Свято, но из-за того, что, один раз было занесено песком и два раза  село выгорало в конце ХIХ века село было перенесена на новое место.

Как только село было перенесено на новое место, почти сразу же сгорело. Записано в селе Позднякове Нижегородской  области Навашинского района от крестьянина 67 лет 14 октября 1974 года (см. «Топонимика селений», часть III,  Муром, 1977г., с.53)

   Находится ещё одно село Малышево в Нижегородской области, Навашинском районе, Дедовский приход и по сей день. Дедово тоже числилось за помещиками Есиповыми с XVII века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Известные страницы истории села  до установления Советской власти.

   В августе 1936 года известный местный корреспондент района «Колхозной газеты» тех лет Иван Шамин побывал в селе Малышево  с целью описать его житьё-бытьё. Походил, посмотрел, пообщался с местным народом, проникся местными устоями, традициями и духом. С большим толком увязал и проследил в своём рассказе уходящую историю и современное ему состояние дел. Описал и оставил нам в наследство то, что уже никогда не увидеть, не поймать внешним взором. Статья напечатанная им в «Колхозной газете» от 01.09.1936года называлась «Село Малышево».

   Село Малышево, имело и имеет своё исключительное географическое положение, которым оно обязано мимо проходящей дороге, уводящей в дальние края. Её называли «Большой дорогой», а в былые, дореволюционные времена народ называл её «Владимирский тракт». Так в 1797 году автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищев держал путь через наш край из ссылки. Его дневниковые записи доносят знакомые для сердца названия селений «… Муром, - пишет он, - стоит на горе вдоль берега. Тут встретил брата. Радость, обедали и поехали, я с ним. До Драчёва 27,5 вёрст, до Мошок 26,5 вёрст» (ст. «Село на тракте»//Селивановский вестник, 19.05.2000г.). В 1798 году будущий император Павел I проезжал через село, держа путь на Муром. Александр Николаевич в 1837 году тоже проезжал через наше село  держа путь на Муром (ст. «Село на тракте»//Селивановский вестник, 19.05.2000г.). И это далеко не всё, перечислять можно бесконечно. Являясь стратегически важным путём этот почтовый тракт  соединял между собой многие города России: Москву, Саратов, Владимир и др. Благодаря этому тракту с. Малышево было превращено в активный центр торговли и новостей.

   «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» за 1897г. в разделе Малышевский приход рассказывает нам о давно минувших годах. В нём даются следующие сведения о с. Малышево: «Село Малышево при прудах, - находится в 60 верстах от уездного города и 90 верстах от губернского. В писцовых книгах 1628-1629 гг. отмечено, что село Малышево пожаловано царём Михаилом Федоровичем дьяку Ивану Грязнову  за его Астраханскую службу; в селе церковь Успения Пречистая Богородицы с приделом Рождества Иоанна Предтечи и другая церковь во Имя Святого Николая Чудотворца, обе сооружены вновь, при церкви поп, дьячок, пономарь и просвирица…» (см. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4, Владимир, 1897г., стр. 109-111). Далее перечислены пустоши, названия которых давно забыты и сошли с языка местного населения, напротив каждой дан количественный и качественный состав принадлежавшей земли. Под пустошью подразумевается нежилая деревня, прекратившая своё существование в последствие оттока населения в другие края. В описании перечисляются такие пустоши как: Ивачина пустошь, Тихонова пустошь, Котиково.

   Примечательной страницей вписан в историю села Малышево 1762 год. В этот год на Российский престол взошла Екатерина II. Этот год примечателен не только сменой правителя, но и неутихающими крестьянскими волнениями. Во Владимирском музее имеется интересная карта, где указаны крестьянские волнения на Владимирщине за разные годы. Такое проявление жизни не обошло и село Малышево. В 1762 году здесь зарегистрировано крестьянское волнение.

   Большой переворот в селе произошёл в год 1847.на новом месте в селе Малышево был устроен каменный храм, наречённый во имя святителя Митрофана Воронежского, через 23 года в 1870 году, по просьбе прихожан престол был переименован в честь святого Николая Чудотворца.

   Ужасному бедствию подверглось село в 1874 году. По материалам государственного архива Владимирской области в деле «Об образовании Его высокопреосвященством церкви Судогодского, Меленковского, Муромского уезда» за 1874 год рассказывается: «Сентябрь, 20 день. Село Малышево: село подверглось в настоящее время пожару, но церковь, однако осталась цела…»

   Замечательной вехой для села стал 1888 год. Именно с этого года в Малышеве стала действовать церковно-приходская школа. Так, «Журнал очередного Меленковского уездного собрания сессии 1910гсообщает, что Малышевская школа обслуживала в этом смысле следующие селения: Малышево, Митрофаново, Неклюдово, Завелево. В школе обучалось 30 человек, а при ведении всеобщего обучения могла бы вместить 98 человек. С открытия, до 1892 года  школа не имела своего пристанища и помещалась в частных домах, сначала священника Николая Гусева, затем священника Николая Кипарисова. С января 1892 она переведена была в наскоро выстроенную избу, но и это помещение не предоставляло желаемых удобств. На пожертвованные деньги, деньги отца Иона Кипарисова и других к 1896-1897гг. была построена новая благоустроенная школа на каменном фундаменте, под железной кровлей, размером 15х9 аршин, высотойаршин, с 8 окнами, 2 печами, необходимой вентиляцией (см. Владимирские епархиальные ведомости, 1897г. 1, неофициальная часть стр. 13-15). В 1911 году земство построило новую школу (здание за памятником). Первой учительницей была Мочалова Зинаида Фёдоровна, которая проработала в школе 37 лет, была награждена за заслуги в деле образования орденом «Трудового Красного Знамени».

   «Памятная книжка Владимирской губернии» за 1895 год рассказывает нам о том, что основным занятием крестьян этого селения является хлебопашество. Там проживает 186 мужчин 178 женщин, из них уходило на отхожие промыслы 31 человек мужского пола, 2 человека женского пола, 2 подростка. Традиционным местом отходничества являлись Владимирская и Московская губернии. К этому остаётся добавить одну запись из «журнала» за 1910 год, которая рассказывает о наличии в Малышеве овчинного заведения, принадлежащего Андрею Васильевичу Копылову.

   Село было глухое, небольшое, всего 50 домов, ветхих, крытых соломой. Среди маленьких домишек выделялись два. Это постоялые дворы. Они были побольше и  всегда около них тройки, обозы.

   Жизнь крестьян села Малышево была тёмной и безрадостной. Неграмотность, суеверия и невежество царили в нём. На улице села и в праздничные дни можно было увидеть крестьян в пальто и сапогах. Тулуп, штаны из холста, лаптивот его одежда.

   Угрюмо и неприветливо глядели на прохожих и на дорогу домишки с низкими окошками. Сзади   виднелись наклонившиеся на бок сараи, риги, дворы с тощими коровёнка, всегда болеющими ягнятами, поросятами, курами. Ну, а если зайти в избу, то перед нами открывалась бы привычная для крестьянских домов картина. В углу стоит выскобленный стол, лавки вокруг него. Под потолком висят прокопчённые иконы. У стены находится деревянная кровать, покрытая дерюгами. На печке из-за трубы, и с полатей сверкают любопытные глаза чумазых ребятишек. Вдоль дороги тянулась аллея кудрявых берёз, шумных на ветру вётел и лип, гордых красавцев тополей. Под окнами крестьянских лачуг бежали вдаль тропинки. (см. «Село Малышево» //«Колхозная газета» 01.09.1936г.».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От колхоза «Красная звезда» до СПК «Вперёд».

   В нашем селе, как и везде, была установлена Советская власть. «Сплошная коллективизация», или по довольно точному определению И.В.Сталина, «революция сверху» - одно из самых трагических событий в Отечественной истории после октября 1917года, имевшие самые пагубные последствия для крестьянства и сельского хозяйства.

   В нашем селе как и везде была установлена Советская власть. Первым председателем образованного в 1929 году Малышевского сельского совет стал Краснов Степан Иванович Вся земля перешла к народу в пользование. Её стали делить по едокам. Но это были мелкие единоличные хозяйства.

   Партия поставила задачу - превратить все единоличные хозяйства в коллективные. В 1929 году в с. Малышеве был образован  колхоз -  «Красная звезда». Как и везде по стране коллективизация проходила достаточно трудно. Высокий темп коллективизации поддерживался массовыми репрессиями, вплоть до применения силы. Крестьяне принуждались к вступлению в колхозы под угрозой лишения избирательных прав, ссылки, конфискации имущества. В первую очередь это касалось кулачества, как например семья Лукина П.Т., поскольку бедный неимущий люд вступал в колхоз достаточно охотно. Одной из тем нашего будущего исследования будет сбор информации о людях, пострадавших в ходе коллективизации. Поэтому сейчас мы на этом не будем подробно останавливаться.

   Колхоз «Красная звезда» образовался в 1929 году. Первым председателем был избран Белов Павел Филиппович.

Председателем ревизионной комиссии Смирнов Михаил Антонович. В колхозной книге под полями и пастбищами значилось 1700га, а под лесом 700га.  В колхозе работало три бригады. Землю обрабатывали лошадьми, которых в колхозе было 80 штук. Первые трактора появились в 1933 году первым трактористом бы Мочалов Василий Фирсович. В 1937 году на территории села была организованна  МТСМашинотракторная станция, которая обслуживала 14 крупных сельскохозяйственных артели. Таких станций в нашем районе было всего 2. Пахотной земли было 19500 га. Как в МТС, так и колхозе работали много. Обрабатывали поля, сеяли различные зерновые культуры, сажали картофель, кукурузу, подсолнечник, горох, люпин и т.д.  В 1958году МТС была реорганизована, к тому моменту в ней насчитывалось 138 тракторов с 15 сильным течением, 37 зерновых комбайнов и картофелекомбайнов и много другой сельскохозяйственной техники. В 1958 году по решению правительства Малышевская МТС была реорганизована в отделение Селивановской РТС. Далее в апреле 1960 года по приказу министерства сельского хозяйства на базе отделения РТС и четырёх слабых колхозов была создана Судогодская опытная станция по получению семян новых сортов высокоурожайного  люпина.  В её состав входили колхозы: «Красная звезда», «Вторая пятилетка», «Верный путь», «Колхоз им.Кирова», с земельными массивами в 13000 га, в том числе пахотной земли  5200 га. Перед станцией была поставлена задача -  обеспечить колхозы области семенами люпина, а также зерновыми культурами, картофелем, семенами жита, а так же обеспечивать колхозы и совхозы Муромского  колхозно-совхозного производственного управления племенным животноводством. На полях станции работало: 82 трактора, 22 дизельных комбайна С – 19-3, 4 картофелекомбайна, 36 грузовых машин и много другой техники.

   В 1967 году опытная станция на территории РТС реорганизуется в совхоз «Малышевский», который существовал до 12.10.2004 года в разных формах: 1993год ТОО «Малышевский», с 1999 года СПК «Малышевский», в 2004 году произошло объединение двух сельскохозяйственных предприятий СПК«Вперёд» и СПК «Малышеский» и с 12.10.2004 года предприятие действующее на территории села Малышево называется СПК «Вперёд», руководит им Коробова Татьяна Федоровна. В настоящее время в нашем школьном историко-краеведческом  музее «Поиск» оформляется экспозиция «Развитие сельскохозяйственного производства» где будут представлены материалы по истории развития колхозов и совхозов на территории села.

   До начала перестройки совхоз «Малышевский», был одним из передовых колхозов района. На совхозных полях выращивались: пшеница, ячмень, овёс, люпин, картофель, горох, кукуруза, подсолнечник, капуста и т.д. С началом перестройки совхоз начал приходить в упадок, и в 2003 году был признан банкротом. Местное население стало искать другие места работы в городах, началась новая эпоха отходничества. В настоящее время на территории села Малышево размещены и действуют следующие производственные объекты: СПК «Вперёд», АЗС, филиал ГУП ДСУ 3 Владимирской области,  ДСУ-1, лесничество, ООО «Фабрика окон», ЧП «Вуколов С.А.», пилорама «Есефьев А.А.». Мы очень надеемся, что скоро наше село возродится. Надежду на это нам вселяет восстановление нашей церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История церкви в селе Малышево.

   Издавна, вот уже более тысячелетия, занимает своё особе место в жизни общества православная церковь. Разные мнения и отношения бытуют в народе к этому явлению. Немало сказано и написано любопытных страниц об этой стороне нашего бытия. На необъятном пространстве нашего Отечества, то тут, то там разбросаны храмы и церквушки, имеющие свою, особую историю, крепко связанную с летописью селения, где они воздвигнуты по чьему-то замыслу.

   В жизни любого села на Руси огромную роль играла православная церковь. Поскольку в условиях тягот, лишений, гибели родных и близких, церковь оказывала людям духовную поддержку, одобряла, находила нужные слова. Кроме того церковь помогала нищим и убогим людям. При церквях открывались церковно-приходские школы, в которых обучались дети простых крестьян. Люди приходили в церковь в горе и в радости. Вот и в селе Малышево была и есть своя церковь, которая имеет свою особенную историю.

   Историко-статистическое описании церквей и приходов Владимирской епархии, выпуск 4, Меленковский, Муромский, Судогодский уезды, сост. В. Добронравов, Владимир, 1897года повествует нам о Малышевском приходе следующее: Село Малышево при прудах, находится в 60 верстах от уездного города и в 90 верстах от губернского. В писцовых книгах 1628-1630гг. отмечено, что село Малышево в 1627 году было пожаловано царём Михаилом Фёдоровичем дьяку Ивану Грязнову за его Астраханскую службу; в селе церковь Успения Пречистыя Богородицы и другая церковь во имя Святого Николая Чудотворца. Обе сооружены вновь, при церкви поп, дьячок, пономарь и просвирица; земли церковной: 1) пустошь Ивачинадана из поросших земель в ней пашни 2 четвр., перелогу 3 четвр., лесом поросло 15 четвр., сенных покосов на 50 копён; 2) пустошь Тихонова в ней пашни осьмина, перелогу полосьмины, лесом поросло 3 четвр.; 3) пустошь Котиково -  на ней место дворовое, пашни, паханные 2 четвр., перелогу и лесом поросло 13 четвр., сена 10 копён и лесу не паханного 15 десятин. В селе были двор  вотчинников, двор приказчиков и 10 крестьянских дворов.

   О составе Малышевского прихода в XVII столетии сведения имеются в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год. По этим книгам в Малышеве церковь Николая Чудотворца, при церкви священник, дьячок, пономарь, просвирица, в приходе 11 дворов крестьянских, д.Митрофанова в ней 11дв. (в настоящее время, имеется ввиду 1897 год, 19 дворов), д.Неклюдовка – 9 дв. (в настоящее время (1897г.) 20 дв.), д.Сосновка – 4 дв. Крестьянских (ныне (1897 г.) несуществует), д.Годовцева – 4 дв. Крестьянских, д.Маланьина – 3 дв. (в писцовых книгах 1628-1630 гг. Маланьино, значится пустошью, принадлежащей Муромскому собору, ныне (1897 год) здесь 34 двора), д.Трубнево в ней 22 крестьянских двора. Земли церковной по поповой сказке из боярских дач по 5 четвр. В поле сенокосного покосу на 15 копён (см. Историко-статистическое описании церквей и приходов Владимирской епархии, выпуск 4, Меленковский, Муромский, Судогодский уезды, сост. В. Добронравов, Владимир, 1897г. стр. 110-111).

   Сведения о дальнейшей судьбе церквей села Малышево довольно скудны. Известно только, что в 1847 году на новом месте был построен каменный храм во имя святителя Митрофана Воронежского на средства помещика Есипова (Российская родословная книга, т. 4 стр. 409-411) «Древний род бояр Великого Новгорода. Родоначальник их, Есип Васильевич, упоминается в новгородских боярах в 1435 году из сыновей его Василий Есипович был в Новгороде посадником, потом тысяцким; Богдан Есипович и Дмитрий Есипович были посадниками

   Иван Есипов, тульский дворянин, находился в числе защитников Троицко-Сергеевой лавры (в 1608-1610гг.). Трое Есиповых участвовали в избрании царя Михаила Фёдоровича: Ивандворянин рязанский, Юрий и Ефимдворяне тульские. 23 Есиповых владели населёнными имениями. В 1699г. двое из них Фёдор и Леонтий Михайловичи были стольниками  ПетраIВ XVII – ХХ вв. владениями 15 поколений бояр Есиповых имели владение в с.Дедово Нижегородской губернии, Навашинского уезда.

  Стрительстово нового каменного храма началось с прошения:

«Его высокопреосвященству Парфению

Архиепископу Владимирскому и Суздальскому

и разных орденов кавалеру от

Казанской губернии помещика Коллежского регистратора

Владимира Михайловича Есипова покорнейшее прошение.

В вотчине моей, состоящей в Меленковском уезде в селе Малышеве с деревнями храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, стоит деревянный, от времени пришедший уже в совершенный упадок, а по переселении  крестьян на новое место остаётся в поле, а по тому,  для удобнейшего славословия и восстановления на будущее время храма Божия, желаю я в новопрестольном селе Малышеве, на новоизбранном мною месте, устроить вновь храм каменным зданием в честь угодника Митрофана Воронежского Чудотворца, собственный мой капитал для чего прилагая при сём составленный по желанию моему план и фасад означенной церкви покорнейше прошу

К сему прошению помещик села Малышево

Коллежский регистратор

Владимир Михайлович Есипов руку приложил».

(см. государственный архив Владимирской области, фонд 556 Владимирской духовной консистории, опись 108, дело 1925 «О построении Меленковской округе в селе Малышеве  вместо деревянной церкви вновь каменной и освящении оной»)

Начато 19 апреля 1844 года.

Кончено 11 октября 1847 года на 33 листах.

   В прошении идёт речь о переселении жителей села на новое место. По преданию, жители старого села вымерли от чумы, и на этом проклятом месте больше не селились. Помещик Есипов отличался особенной ревностью к храму божьему, заботился о том, что бы его крепостные исправно посещали церковь и нерадивых в этом отношении наказывал разными принудительными работами.

   На 33 листах из указанного выше источника, описано всё что происходило во время строительства храма, его описание, описание утвари и облачения священников, колокола.

По этим сведениям на церкви было 3 колокола:

1-й весом – 7 пудов; 2-ой весом – 2 пуда; 3-йвесом до 20 фунтов.

   Осколок одного из колоколов был сохранён семьёй Красновой Татьяны Степановны и передан на сохранение в школьный историко-краеведческий музей «Поиск», ей же, в мае 2000 года.

   19 октября 1847 года Георгиевский священник Фёдор Веселовский рапортовал во Владимирскую духовную консисторию об освящении храма в селе Малышево и учинение подписи на кресте.

   Через 23 года в  1870 году по просьбе прихожан престол в этом храме был переименован в честь Святого Николая Чудотворца. Утварью и ризницей, святыми иконами церковь снабжена достаточно. Из святых икон своей древностью отличаются иконы Успения Божьей Матери и Святого Николая Чудотворца в серебряных ризах.

   В 1874 году село Малышево подверглось ужасному бедствию. По материалам государственного архива Владимирской области в деле «Об образовании Его Высокопреосвященством церкви Судогодского, Меленковского и Муромского уезда» за 1874 год рассказывается: «Сентябрь 20 день. Село Малышево: село подверглось в настоящее время пожару, но церковь однако осталась цела, только сгорела церковная сторожка. Прихожане мало усердны к церкви; церковь каменная, но холодная, без печей, утварь бедная, решётки в окнах не прочные, потому что в иных местах прикреплены проволокою. Священник Селин по недавнему здесь и лучшего ничего не успел сделать для церкви»

Кроме каменной церкви в Малышеве есть  ещё тёплая, деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. До 1875г. эта церковь стояла на кладбище (на прежнем церковном месте), а потом была перенесена к каменной церкви и обращена в тёплую. Время первоначального устройства этой церкви не известно.

   Притча приход по штату положеносвященник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 440 рублей в год. Дома у членов притча собственные на церковной земле.

   Земли при церкви: усадебной 120 сажень длины и 44 сажени ширины, отведённой строителем каменного храма, пахотной 36 десятин, отмежевано в 1839 году; плана и межевой книги на эту землю не имеется. Кроме того, в 5 верстах от церкви имеется прикладная пустошь Ивачево – 64  десятины, 1,416 саж.; план и межевая книга на неё имеется.

   Приход состоит из села Малышево, сельца Юромки (Судогодского уезда 8 вёрст от церкви), сельца Хвастовки (Судогодского уезда 8 вёрст от церкви), и деревень: Неклюдова (1 верста), Митрофонова (1 верста), Завелева (2версты), Жаров (8 вёрст), Нечаевки (6 вёрст), Маланьиной (5 вёрст), в коих по колированным ведомостям числится 861 душа мужского пола и 996 душ женского пола, из них раскольников 132 души мужского пола, 177 женского.

   В Малышеве с 1888 года действовала церковно-приходская школа, о ней мы писали в главе «Известные страницы истории села до установления Советской власти».

   В советские годы традиции духовной жизни были прерваны. Церковь в селе была закрыта примерно в 1926 году. Официальной идеологий страны более чем на 70 лет был атеизм. Крестить детей, венчаться, отпевать умерших люди могли только тайно. О таких фактах сообщали по месту учёбы или работы. Церковная жизнь в стране стала скрытной, доступной не многим. Прихожане старались сохранить церковное наследие, память об утраченных святынях. В годы советской власти в здание храма располагались слесарные мастерские, затем школьный интернат, позднее после открытия нового школьного интерната здание церкви и вовсе стало заброшенно.

   С началом перестройки в стране наметилось потепление по отношению к церкви. Переломным событием  стал тысячелетний юбилей крещения Руси в 1988 году. Он широко отмечался русской православной церковью, совместно с государственными структурами и широкими кругами общественности в стране и зарубежом.

   В эти годы в стране начался процесс возврата церковных зданий и предметов культа Русской православной церкви. Не так давно жителями села Малышево совместно с представителями Владимирской епархии было принято решение о восстановлении нашего храма, в 2000 году в честь этого события был воздвигнут поклонный крест. Восстановление храма ведётся медленно, на пожертвование жителей и средства епархии. Мы надеемся, что хорошей приметой в деле восстановления церкви станет посещение в июне 2009 года нашего села архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, который провёл в храме службу, стены храма не слышали подобных звуков более 70 лет. С нашей стороны мы тоже оказываем посильную помощь в деле восстановления храма.